Я, Илья Якут, сегодня расскажу о дуэте выдающихся Бразильских промышленных дизайнерах ( братьях ) - первых в мире латиноамериканцах заслуживших статус супер-звезд и международное признание в области создания мебели и аксессуаров - Fernando & Humberto Campana.
Бурный креативный симбиоз современных технологий и ручного труда, ремесленных навыков и ярко выраженной бразильской аутентичности в большинстве их творений изменили представление о традиционном предметном дизайне.
“ - Импровизация из подручных средств при минимуме затрат, стимулируют рождение интересных идей, которые позже поменяют мир к лучшему.
- Мы стараемся гуманизировать массовое производство яркой цветовой неразберихой, торжеством простых решений и материалов, на наш взгляд непригодных для творчества” - сказал Фернандо в одном из интервью.
Братья считают - вместо того чтобы выбросить ненужную вещь, можно изготовить из нее что-то концептуально новое - тем самым призывая к традиционной локальности колорита, оптимизации потребления и бережному отношению к природным ресурсам.
Согнутый бамбук, картон и проволока, рыболовные сети и выцветшие на солнце деревенские ковры - стали аксессуарами для "Высокого дизайна" - узнаваемого и любимого во многих странах, ведь ( как утверждают братья ) Дорогими должны быть идеи ! - а не материалы из которых они воплощены.
Такой подход близок и интересен многим и со временем он превратился в модный тренд и завоевал массовую популярность.
Братья родились в сельской местности недалеко от города Сан-Паулу - Умберто в 1961 г., Фернандо в 1953 г. - старший хотел стать юристом, а младший учился на архитектора - но планам не суждено было сбыться - когда в конце 1983 г. они организовали собственное скульптурное ателье, которое в последствии было трансформировано и стало заниматься изготовлением авторской мебели.
Индивидуальность и неприкрытый символизм, оригинальность форм, экологически чистые и неординарные фабрикаты - стали визитной карточкой для “Estudio campana” и послужили революционным событием в их карьере - началом сотрудничества с легендарной итальянской компанией EDRA.
Их мебель не всегда комфортна и чаще всего не предназначена для повседневного, бытового использования - они считают ее концептуальными АРТ объектами для тех, кто ценит грацию и образы больше, чем рациональность и реальные вещи.
Главным прорывом в их творческом бизнесе стало легендарное кресло Vermelha ( с порт. Красное ) показанное на Миланском мебельном салоне в 1998 г.
Металическкое основание обвитое 500 м., перепутанных в хаотичном порядке, веревок из хлопка с добавлением акрила - создающее оригинальный эффект с объемными узорами.
На каждый экземпляр уходит 45 часов ручного труда. Братья считаают, что оно олицетворяет суету и неразбериху творящийся в бразильских веревочных портах и бухтах.
Первончально прототип Vermelha был изобретен в 1993 г. и до официальной презентации было продано всего пять экземпляров. Но когда после шумно распиаренного фурора и фантастического успеха начался его серийный выпуск - кресло стало иконой стиля и как экспонат, заняло почетное место в экспозициях: Музея Мо МА - Современного искусства в Нью-Йорке, центра Помпиду в Париже и многих других.
Еще одной сенсационный работой братьев Кампана стало кресло Favela склеенное из щепок, брусков и переработанных досок, так же выпускаемое под итальянским брендом EDRA с 2003 г.
Оно символизирует жизнь в трущобах бразильских мегаполисов ( Фавелах ) и изобретательность их жителей, которые строят свои лачуги из всего что удается разыскать на свалках.
Братья не могли себе представить, что его возможно производить большими, промышленными тиражами.
Со временем концепции “Estudio campana” привлекли внимание агентов знаменитых модных домов из сферы “Тяжелого люкса” и в 2008 г. для французской мануфактуры Bernardaud была создана лимитированная коллекция аксессуаров “Nazareth” из лиможского фарфора.
В декабре 2012 г. на выставке дизайна в Маями, в составе коллекции для путешественников “Objets Nomades” под маркой Louis Vuitton - был представлен мобильный шкаф “Maracatu” на молнии из окрашенных обрезков телячьей кожи - отходов мастерских бренда в Асньере, названый в честь знаменитого карнавального жанра и напоминающий бахрому костюмов его участников,
а в конце 2015 г. серия была пополнена подвесным креслом "Cocoon" из формованного ( вакуумным методом ) стекловолокна обтянутым простеганой, яловой кожей.
Не смотря на индустриальную эстетику, борьбу с загрязнением окружающей среды и ( в большинстве случаев ) утилитарную направленность материалов их изделий, необходимо отметить и более сюрреалистические сюжеты с веселыми, почти комическими формами.
Например, обивка кресел “Cartoon chair” целиком состоит из сшитых между собой, различных по размерам и цветам, мягких игрушек - что по задумке дизайнеров отражает густонаселенность крупных Бразильских мегаполисов.
Позже для совместных проектов с знаменитыми брендами ( Lasvit, Alessi, Baccarat *, Cappellini и многими другими ) братья начали использовать более дорогие ингридиенты - медь, бронзу, латунь, золото, рыбью чешую, крокодиловую и змеиную кожу, цветной хрусталь, слюду и мрамор, но узнаваемый фирменный ( эпатирующий и провокационный ) стиль от “Estudio campana” остался без изменений.
Буфет Sushi сделан из латуни с яркими орнаментами напоминающими японские роллы из ковровой ткани, покрытой прорезиненным этил-винил ацетатом.
Так же в экстравагантной серии “Noah” на библейский сюжет о Ноевом ковчеге, в Лондонском филиале Сarpenters Workshop Gallery, были выставлены 13 предметов - своеобразных мебельных скульптур - символизирующих тревогу связанную с изменениями климата и разрушением среды обитания для многих исчезающих биологических видов:
Приставной комод и кресло “Pirarucu” изготовлены из бронзы и обтянуты кожей экзотической рыбы Пираруку.
Диван Branches с обивкой из ткани ручной работы посажен на бронзовые ножки в форме ветвей дерева Каму-Каму произрастающего в лесах Амазонки.
Вице президент и совладелица компании EDRA - Моника Маццей уверена, что в предметах Campana “Есть душа и много всего бразильского”, что не оставляет равнодушными и ведущих Ньюйоркских арт-дилеров Мюррея Мосса, Барри Фридмана и Жульена Ломбрейля, которые успешно продают их с аукционов по средней цене от 30 до 60 000 долларов.
В ноябре 2022 г. произошло печальное событие - на 61-м году жизни младшего брата Фернандо Кампана не стало и в дань его памяти, значимых достижений и влияния на современный дизайн, в Лос-анджелесской галерее Friedman Benda прошла ретроспективная выставка посвященная их творчеству.
Помимо культовых хитов “Estudio campana” в хронологическом порядке, экспозиция включала и последние совмесные работы знаменитого дуэта:
Диван Galactica из кожи, напоминающей упаковку ( из пенополистерола ) для товаров массового потребления
и кресла “Jalapao” - на тему бразильской самоидентичности и предпочтительным отношением к натуральным материалам.
Мое мнение. Творческий подход братьев Кампана неоднозначный и весьма противоречивый. Это тот редкий случай, когда объединив несовместимые вещи и понятия - повседневную борьбу за выжидание в бразильских трущобах, обрезки арматуруы, коробки, банки и старые канаты ( найденые на свалках ) с изысканным премиальным люксом и утонченной роскошью - возможно получить что либо стоящее.
Именно поэтому это выглядит весьма увлекательно и напоминает “Черный квадрат” Казимира Малевича, когда при помощи интересно рассказаной историей успеха и последующей глобальной PR-акции, никчемные вещи ( прямо на ваших глазах ) превращаются в высокое искусство и признаются гениальными шедеврами, с приподнятым ( до небес ) аукционным эстимейтом.
* - см. обзор "Премиальный блеск из трущоб" от 07.04.2022
Остались вопросы? Позвоните или напишите нам. Проконсультируем и всегда будем рады помочь.
Живите стильно. Всегда ваш RegolitDesign.