Наводнения и землетрясения, лесные пожары, цунами и ураганы сопровождают жизнь народов и больших групп людей (даже в высокоразвитых странах) во все времена. Поэтому крайне важно даже в подобных (непростых) условиях неопределенности, дать пострадавшим надежду, создать ореол безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Я, Илья Якут, сегодня расскажу вам об одном из наиболее выдающихся японских архитекторов и промышленных дизайнеров, лауреате Прицкеровской премии и обладателе мемориального гранта от фонда Матери Терезы - прославленном урбанисте социальной направленности и быта - в области трансформируемых и легковозводимых домов-конструкторов, инсталляций и мебели (самого широкого профиля) - Шигеру Бане (Shigeru Ban).
Рассмотрю несколько интересных на мой взгляд, его знаковых работ, креативных подходов и оригинальных идей.
Небольшой вес, быстрота возведения, мобильность и возможность вторичной переработки - основной приоритет для большинства изобретений мастера и сейсмическая активность Японского архипелага в формировании взглядов архитектора сыграли не последнюю роль.
Шигеру Бан родился 05 августа 1957 года в городе Токио. Его отец работал рядовым менеджером в концерне Toyota, а мама была дизайнером одежды. Уже с самого детства он мечтал о профессии плотника - увлекался оригами и моделированием из традиционных японских материалов - дерева и рисовой бумаги. В 12 лет (еще в школе) он изготовил свой первый макет здания - что послужило направлением для дальнейшей учебы и выбора профессии.
В 1977 году Шигеру отправился на учебу в США и поступил в архитектурный институт южной Калифорнии SCI-Arc, где затем находясь под неизгладимым впечатлением от нереализованных проектов американца
Джона Хейдука (из творческой группы New York Five) переехал к нему на учебу в Нью-Йорк - где закончил колледж Cooper Union, под руководством (основателя стиля деконструктивизм) Питера Айзенмана.
В конце 1985 года (сразу после учебы) Бан вернулся в Японию и открыл собственное Токийское бюро.
Симбиоз древних восточных традиций строительства, стремление к инновациям, плюс постоянный поиск необычных форм, техник и материалов, натолкнули тогда еще молодого архитектора на размышления о возможности применения (для стен и несущих конструкций домов) цилиндров из картона и спрессованной бумаги - что значительно смогло снизить затраты на производство, обеспечило модульность, скорость сборки и при необходимости быструю их утилизацию.
“Стройатериал получился не только недорогой, но и экологически чистый - он доступен повсеместно и при точных расчетах способен выдержать любые повышенные нагрузки.” - заявил Шигеру Бан в одном из своих интервью.
Концепция стала популярна не только в Японии, но и многих странах по всему миру - где в силу трагических событий люди лишались крыши над головой.
Землетрясение 1995 года в Японском Кобе превратило город в руины и несколько кварталов домов, собранных по технологии Log Ban Houses для пострадавших решили огромное количество проблем жителей в нужный момент.
Постройки не отличались изысканным видом и высоким эстетическим наполнением - фундамент был собран из ящиков с песком, стены из картонных труб накрытых светлым тентом и напоминали обычные строительные бытовки - но принятое решение оказалось настолько удачным, что применялось при подобных обстоятельствах неоднократно - в Индии, Турции, Италии, Эквадоре, Кении, Шри-Ланке и Филиппинах.
В то же время, создание приемлемых условий жизни носили не только бытовой характер, но и затрагивали духовные аспекты - так в Кобе на месте разрушенной католической церкви (всего за месяц) был построен храм по такой же технологии. Достаточно просторное внутреннее пространство конусовидной формы было обрамлено трубами-колоннами из картона, создавая надежную конструкцию и подавляя ощущение тревоги. Сооружение простояло более 10 лет, а за тем было перевезено на Тайвань, где стало местом паломничества и молитв по жертвам стихийных бедствий.
Данный прием был принят на вооружение и после землетрясения магнитудой 6,3 балла 2011 года, в Ново-Зеландском Крайстчерче, так же был возведен Кафедральный собор (из картона) на 700 человек - позже ставший концертным залом и символом городка.
Архитектура катастроф, войн и ликвидации природных катаклизмов, приверженность гуманистическим идеалам и бережному отношению к природным ресурсам - стали визитной карточкой японского мастера, но он не останавливается на достигнутом и с каждым новым бедствием оптимизирует решения - совершенствуя свою систему (paper partition system) для помощи людям в экстренных ситуациях.
С 1995 по 1999 годы Шигеру Бан назначен консультантом ООН по вопросам создания бюджетного жилья для беженцев.
Картонные “трубки-пилоны”, используемые при строительстве отличаются высокой прочностью, практичностью и в то же время легкостью - что позволяет людям чувствовать себя уютно и психологически безопасно - ведь, как утверждает их автор, в случае повторных сейсмических толчков их возможно демонтировать и собирать много раз, не нарушая эмоционального состояния пострадавших - ведь калечит и убивает не землетрясение, а обрушение стен из кирпича и бетона.
В то же время необходимо отметить, что сфера интересов и творческий потенциал архитектора гораздо шире и не ограничены набором моделей домов для преодоления последствий катастроф. В дальнейшем портфолио мастера пополнилось более масштабными и интересными работами - о которых мы сейчас и поговорим.
Фундаментальным PR-событием на пути к мировой славе в карьере японца стал масштабный совместный проект (с его немецким коллегой Францем Отто) по строительству “Японского павильона” для выставки EXPO 2000 в Ганновере.
Морфообразное сооружение 72 м. длиной и 35 м. в ширину больше напоминало клуб большого тенниса и промышленный ангар, собранные по принципу диагональной сетки - разработанной великим Русским инженером Владимиром Шуховым в 20-х годах ХХ-го века - что по началу вызывало массу противоречивых мнений со стороны критиков и посетителей выставки. Но в дальнейшем инновационные материалы - водонепроницаемая ткань для купола и (запакованные в пленку ПВХ) картонные трубки, послужившие основанием для волнообразной арки - произвели должный ВАУ-эффект, были приняты и оценены по достоинству. Фундамент павильона был составлен из массивных емкостей (как обычно) заполненных песком.
В 2002 году к архитектору обратился известный фотограф Грегори Колберт, в течение 14 лет готовивший фотоматериалы для большой выставки “Пепел и Снег” снимая природу и животных по всему миру. Смысл заказа "временной галереи" состоял в том - чтобы создать рамку, как фирменный стиль для экспозиции, которую возможно быстро разобрать и перевести на новую локацию.
Результат понравился многим.
Стены 200 метрового комплекса были собраны из 156 морских контейнеров, расставленных друг на друга по 4 уровня в шахматном порядке, импровизированные "окна-проемы" герметично запечатаны плотной мембраной из ПВХ, защитившей внутреннее пространство от ветра и осадков. Интерьер “Кочующего музея”, ресепшен и магазина смонтированы из дерева и гофракартона - где центральный подиум, образованный между 2-мя рядами бумажных колон (под треугольным фронтоном с портиком) сверху был накрыт пологой 2-х скатной крышей.
Вся комплектация для галереи умещалась на восьми 12-ти метровых "еврофурах", а морские контейнеры можно было недорого арендовать в каждом портовом городе.
Громкая презентация и выставки и музея состоялась в Нью Йорке весной 2005 года, после чего 3 раза они переезжали в Лос Анджелес, Токио и Мехико.
По примеру музея Гуггенхайма в Бильбао*, развития культурных и бизнес центров, привлечения туристов в провинциальные области и города - на северо-востоке Франции в регионе Гранд-эст, властями муниципалитета города Мец было принято решение о строительстве филиала для всемирно известного Парижского музея - центра искусства и культуры Жоржа Помпиду. Реализация неординарной идеи состоялась в 2010 году под руководством парижского архитектора Жана де Гастина и Шигеру Бана специально приглашенного для совместной работы.
Конструктив комплекса из стекла и бетона со шпилем 77 метров (над шахтой лифта в центральной части) служат своеобразным основанием для грандиозной парящей крыши в восточном стиле, разработанной японским мастером. Площадь кровли составила 8 000 м2, что почти в 2 раза превышает пространство задествованное под музейную экспозицию.
“Китайская шляпа” с широкими полями, послужившая прототипом для весьма нестандартной конструкции, состоит из 4-х многоугольников, развернутых под углом в 45 градусов друг к другу. Внешний слой из тефлонового полотна на плетеном каркасе (из лиственницы и ели) стоек к природным воздействиям - экологически безопасный и долговечный, что вызывает множество позитивных отзывов от более 400 тыс. туристов, посещающих музей каждый год. Бюджет строительства составил более 70 млн. евро вложенных правительством Франции и частными инвесторами.
Как и многие суперзвезды архитектуры и дизайна, Шигеру Бан не обошел вниманием и нашу любимую столицу. В начале осени 2012 года - в Московском парке культуры имени Горького был открыт временный павильон центра современного искусства “Гараж” - по проекту знаменитого японца. Вся внутренняя экспозиция 2400 м2, была обрамлена колоннадой из прессованной бумаги толщиной 60 см. и высотой 6 м.
По заключениям многочисленных международных экспертов, проводимых испытаниях и предельно детальных инженерных расчетах - любые проекты открытых пространств от Шигеру Бана отвечают повышенным требованиям безопасности и даже если в строительстве используются тяжелые металлические или бетонные конструкции, то при обрушении они складываются таким способом, чтобы люди находящиеся внутри остались живы.
Архитектор не сомневался в надежности своей постройки, но городские власти не пошли на неоправданный риск и укрепили “творческий порыв” мощной конструкцией из стального профиля.
Тем не менее предлагаю вернуться с неба на землю и от глобального к частному - не всякая периодическая система элементов может приснится Дмитрию Менделееву во сне - чтобы достич заметных результатов нужно много работать и набираться опыта.
Откуда же взялась такая популярность?
Как каждый театр начинается с вешалки, так и большинство звездных карьер в сфере архитектуры чаще всего начинается с промышленного дизайна - и Шигеру Бан в данном списке не исключение.
С самого начала его творческого роста он занимался оформлением выставочных стендов, ветрин магазинов, разработкой мебели и светильников.
Уже в 1986 году он стал сотрудничать с легендарной финской мебельной маркой "Artek" основанной Алваром Аалто (основоположником модернизма) еще в далеком 1934 году. Экспозиция стенда, как и деревянная мебель бренда предполагали отделку из натуральных материалов - но составив смету стало очевидно, что заложенный бюджет будет превышен в несколько раз.
Именно тогда трубка из под обычного рулона от офисной бумаги сподвигла молодого архитектора на универсальное изобретение необычного стройматериала используемого в большинстве его экстравагантных работ.
Чаще всего (создавая свои легендарные постройки), их внутреннее наполнение и отделка не оставлялись без внимания - новая мебель и декор неизменно содержат целлюлозу, полупрозрачное текстильное волокно, композиты из гофра-картона, бумаги и переработанного пластика.
Со временем он начал принимать участие в совместных проектах с именитыми брендами и мебельными фабриками по всему миру. В 1999-м он разработал серию мебели "Carta" из березовой фанеры и картона для марки Cappellini*, в 2009-м коллекцию L-образных модулей 10-Unit System для того же “Artek”, а в 2012-м набор разноцветных стеновых панелей Module H для Hermes и многое другое.
На сегодняшний день у международного бюро Shigeru Ban Architectes открыты офисы в Токио, Париже и Нью Йорке и завершены более 150 проектов в 30 странах на 6-ти континентах. Шигеру Бан (профессор университета искусств и дизайна Киото) - входит в состав жюри Прицкеровской премии, преподает архитектуру в Гарварде и Колумбийском университете.
Мое мнение. В условиях глобального изменения климата, демографического роста, международной напряженности и массовой миграции, спрос на временные укрытия будет развиваться и крепнуть, а мобильность, возможность переработки и вторичного использования экологически чистых материалов станет приоритетным не только для экстренных ситуаций разрушений, хаоса или постройке музеев современного искусства, но и при развитии инфраструктуры неосвоенных отдаленных территорий - например лесов Амазонки, центральной Африки, Сибири или гос. программы “Дальневосточный гектар”.
* - см. обзор "Эффект Бильбао" от 25.06.2022
* - см. обзор "Знак качества Cappellini" от 06.05.2022
Остались вопросы? Позвоните или напишите нам. Проконсультируем и всегда будем рады помочь.
Живите стильно. Всегда ваш RegolitDesign.